Очень длинный пост практически только с сухой информацией. Будет интересен только путешествующим с животными.

Прежде всего — кошкам во Вьетнаме тяжело. Их не любят, их боятся, даже взрослые мужики. Дело в том, что считается, что кошка — это плохой знак, особенно в транспорте. Особенно в автобусах. Мне прямым текстом заявляли — нееееет, мы не можем пустить кошку в автобус, от этого будет А-ВА-РИ-Я!!! И сколько раз я наблюдала наполняющиеся страхом глаза взрослых мужиков-водил. Считаю это позором нации. Да, у нас, например, люди тоже суеверные, и даже, наверное, найдутся люди, кто развернет свой автомобиль, увидев перебегающую дорогу черную кошку, но чтобы на официальном уровне…

Перед переездом в Тайланд мы ездили на север Вьетнама, с котом. Летели Вьетнамскими авиалиниями, так как Viet Jet и Air Asia не принимают животных на борт категорически, даже в карго. К счастью, междугородние рейсы у Вьетнамских авиалиний совсем недорогие.

Перелет внутри Вьетнама | Vietnam Airlines

Чтобы животное взяли (на борт нельзя, только карго), нужно:

1. Паспорт со всеми стандартными прививками

Тут все понятно, НО есть нюанс. Когда делают прививку, вам обязательно должны приложить вот такую бумажку. Я это узнала от муйневского ветеринара Марии в последний момент. В том же Pet Care в Сайгоне мне ни разу такой не выдали. А в конторе, где мне выдавали сертификат о здоровье сказали тоже, что она важна. Без нее по идее прививки недействительны. Могу поспорить, что найдется много случаев, когда обходилось без нее, но это только потому, что толком никто ничего не знает, вот и прокатывает.

2. Сертификат о здоровье животного

Получить нужно в гос. конторе по ветеринарному контролю . У них два адреса: для междугородних перелетов сертификат можно получить по адресу: 941 Cách Mạng Tháng 8, Ho Chi Minh, тел.: 08 385 361 32. Для международных: 521/1 Hoàng Văn Thụ, P.4, Q. Tân Bình, Tp Hồ Chí Minh, тел.: 08 38 111 882  (советую найти сначала просто 521 дом на этой улице, а там свернуть в переулок и слева будет большое гос. здание). Опять же, даже во VA (Vietnam Airlines) не знали о том, что это в разных местах и направили меня в междунар., а там уже меня направили в междугор., потратила лишнее время и деньги на такси. Также учтите, что у них перерыв на обед, с 12-ти до 13-30! Я просидела там час и 25 минут, так как опоздала всего на 5 ))

Междугородний сертификат: 941 Cách Mạng Tháng 8, Ho Chi Minh | тел.: 08 385 361 32

Международный сертификат: 521/1 Hoàng Văn Thụ, P.4, Q. Tân Bình, Tp Hồ Chí Minh | тел.: 08 38 111 882

3. Зарегистрировать питомца на рейс не позднее, чем за 24 часа до вылета

В одном из главных офисах VA (не путать с мелкими конторами, продающими билеты, хоть и с огромными вывесками VA). Тут опыт у меня разный. В Сайгоне — просидела 2 часа, заполняя всякие бумажки, страховки, расписки и т.д., оплатила кота (до 15 кг — 200 VND, выше — 400 VND), кота зарегистрировали, но сказали, что будет еще окончательное подтверждение, позвонят позже. Позвонили через пару часов и сказали, что теперь точно все подтверждено. Однако ж, в аэропорту нас промурыжили еще минут 40 (всегда надо приезжать сильно заранее!), сказали, что должны получить подтверждение от пилота (???), потом придирались к переноске (хотя у нас фирменный  Ferplast), нам пришлось перетянуть ее пленкой, не всю конечно, просто кольцом, потом в итоге все ок было, но понервничали. Второй опыт был на обратном пути из Хуе. За 24 часа пришли в офис, там тетенька где-то в компьютере что-то пометила и все говорит, остальное в аэропорту. Я долго от нее не отставала — как же так, в Сайгоне 2 часа проторчала, а тут ни единой бумажки не заполнила. В итоге, так и ушла ни с чем, попросила только распечатать пометку эту, что кот учтен. На следующий день в аэропорту, оплатили кота, зачекинили (причем тетенька спросила, не хотим ли мы побыть с котом до последней минуты и зачекинить его в последний момент, чтобы он там один в страхе не болтался среди чемоданов). И все! И это одна и та же контора, крупная, где, казалось бы, все должно быть строго стандартизировано.

Так что главный совет — никогда ни в чем нельзя быть уверенным, всегда надо иметь план Б. Даже если на вашей стороне все будет идеально по документам может случится вот что. Допустим, за сутки вашего животного подтвердили на рейс, а на следующий день, в день вылета, компания понимает, что продано очень маленькое кол-во билетов и они решают в последний момент заменить большой самолет, оборудованный специальным отсеком для животных в карго, на что-то совсем маленькое, такого отсека не имеющего. И тут уж они ничего не смогут сделать физически. Как в таких случаях поступают я, надеюсь, никогда не узнаю (я бы по логике в виде исключения разрешила взять на борт, но хз), но такая вероятность существует, и относится это, думаю, к любой стране и авиакомпании. Таким вот образом отпало мое очень давнее сомнение насчет того, где именно летят животные, просто с чемоданами в холодрыге или все же в специально отведенном месте.

Еще одно сомнение было — как их погружают в самолет. Один раз я видела, что Шейкер приехал на переднем сидении с водителем машинки, которая везет контейнеры с багажом. Затем водитель аккуратно передал грузчикам, а те аккуратно поставили на багажную ленту, где мы уже переноску перехватили прям из рук в руки через резиновые шторки. В другой раз я видела, что переноску поставили просто на крышу контейнера, я вся испсиховалась, но увидела в итоге, что он едет очень медленно и ровно, так что тоже приемлемо.

shaker_on_plane_2 shaker_on_plane

Поезд по Вьетнаму

Много раз вообще ничего не говорили. Первые наши поездки мы его очень открыто везли, весь вагон подходил посмотреть, потом ради спокойствия Шейкера стали больше прятать.

Один раз пустили с котом (все проводники видели, что я захожу с ним), но сказали поставить в тамбуре, сама села в вагоне. Во время поездки подошел проводник и «вызвал на разговор». Вышла — начал объяснять, что вообще-то с животными нельзя и всячески гундеть, типа в багажном вагоне должен ехать (ага, где он сдохнет от жары буквально). Я молча вытащила паспорт с кучей  наклеек, родословную, сертификат о здоровье, сказала про чип, все такое официальное, куча штампиков от вьетнамских гос. организаций. В общем, банально пустила пыль в глаза, крыть ему было нечем, напоследок спросил, не опасен ли? Я посмеялась — ну какой опасен, сидит в переноске, глазами зыркает. Раскланялся, сказал спасибо и «отпустил». Я Шейкера потом тихонько в вагон перенесла, так как в тамбуре жарко было.

Один раз в Сайгоне не то, что в поезд — не пустили на перрон даже! Я одна тогда ехала. Разволновалась, что я еще могла сделать. Я им все бумажки — ни в какую, говорю, что много раз уже ездили — ни в какую, тетки попались просто кремень. Пыталась найти начальника станции — не нашла. В итоге, села в уголке и начала просто реветь, так как вообще не знала как теперь домой-то попасть. Тетка увидела и молча кивком дала понять, чтобы проходила. Пронесло в общем…

Автобус по Вьетнаму

Ох, вот это вот самая засада. Ни единого раза не было, чтобы без проблем. Один раз пустили (автобус Хуе — Хой Ан, компания Camel Travel), но сразу увидели и начали гундеть, но так как вскоре поимели проблему куда большего масштаба (напродавали билетов намного больше вместимости автобуса) — забыли про нас. На обратном пути (другая компания), нас долго отказывались пускать, несмотря на то, что чемодан уже был в автобусе. Показала все бумажки, ни в какую. Пытались дать денег, на что нам заявили «Даже если дадите тысячу долларов, мы вашего кота все равно не пустим!». А у нас самолет в этот день, а автобусов больше нет. В итоге куда-то звонили и сказали, что пересадят на другой автобус. Я не поверила и отказывалась выходить из автобуса. В итоге, подъехали 2 мотобайкера, один схватил чемодан и поехал куда-то, второй посадил Ника с котом и двери автобуса уже начали закрываться, я только успела крикнуть — «включи свою бельгийскую симку!», в ответ — «все равно на нее нельзя звонить!» — и все, двери закрылись и я понимаю, что ничего не понимаю, но нас разделили на 3 части и в случае чего как находиться — непонятно. А еще, перед самым выездом из отеля Ник пошел снимать деньги и не обнаружил свою карту, то есть накануне он ее оставил в банкомате, но это ладно, небольшая проблема была, просто дополнительные нервы. Так вот, в итоге, привезли нас всех троих (я, чемодан и ник с котом) к другому автобусу. Угадайте, какая компания? Наш любимый Camel Travel )) Ребята пофигисты по-ходу еще те, но нам это только сыграло на руку.

Далее нам надо было добраться из Сайгона в Муй Не. Мы думали, что исходя из имеющегося опыта 50/50, мы сможем найти хотя бы одну автобусную компанию из нескольких десятков на Pham Ngu Lao. Но нет! Все как один в голос отказывали с паническим страхом в глазах (на юге люди еще более темные). Забили на автобус и стали снова прочесывать букинг офисы, но уже на предмет частного трансфера и тут внезапно, в одном месте девочка нам предлагает автобус. Мы сразу сказали, что у нас кот — «да-да, не проблема!», спросила, есть ли паспорт с прививками, позвонила куда-то, все точно ок и без проблем. Мы очень удивились, конечно, но решили поехать на этом автобусе.  Часа 3 было до отправления, и вот подъехал автобус, и что вы думаете — не пускают, я уже почти в гневе иду к этой девочке, за руку веду к автобусу, та говорит с водилой, поворачивается ко мне и с невинным взглядом говорит, что она ничего не может поделать, водила боится кота и не хочет пускать. Дальше, конечно, препирательства на тему, а какого тогда хрена?? Ведь мы могли уже три часа как быть в машине, а это уже больше пол-пути! Я вся в истерике, матами поношу всю эту средневековую братию. Единственная мысль меня грела, что через неделю я отсюда уеду. Заказали трансфер, через пол-часа машина подъехала и мы, наконец, уехали из Сайгона.

Все тот же совет: никогда ни в чем не быть уверенным до конца.

Такси и частный трансфер

Ни разу ни одного замечания.

Переезд в Тайланд через Камбоджу

Так до сих пор и неизвестно достоверно, нужен ли сертификат о здоровье при пересечении границы наземным путем, но лучше, конечно, сделать. В конторе мне сказали, что нужно, но бумажку эту я в итоге на границах нигде не показала.

Оформляется тут: для международных 521/1 Hoàng Văn Thụ, P.4, Q. Tân Bình, Tp Hồ Chí Minh, тел.: 08 38 111 882  (советую найти сначала просто 521 дом на этой улице, а там свернуть в переулок и слева будет большое гос. здание). Надо отметить, что очень приятные там сотрудники и очень сочувственно отнеслись, когда рассказывала про неприятности с транспортом. Видно было, что им стыдно за соотечественников.

В бумаге было указано, что я еду в Тайланд через Камбоджу.

Далее нужен был автобус Сайгон-Пном Пень. Где-то за пару недель до переезда, я прошлась по тем же букинг офисам, чтобы узнать насчет кота. В некоторых вьетнамских конторах сказали, что рейсы в камбоджу в отличие от тех, что по Вьетнаму — ок насчет котов, я также нашла чисто камбоджийскую контору, где сотрудник вообще удивился, что у вьетов такое отношение к кошкам (хотя многие вьеты мне сказали, что это по всей азии так). Ну короче, на деле, как вы думаете?, конечно же, никто нас сажать не захотел. Стоим с вещами посреди улицы и уже думаем разоряться на такси до Камбоджи, как Ник увидел камбоджийский автобус, подошел к водиле, спросил про кота, тот не возражал, отправил его за билетами, там начали гундеть, но тут, наконец, официальная международная бумага, гласящая, что мы едем в Тай через Камбоджу, сделала свое дело и они согласились, сказали только 3 места оплатить, сесть сзади и не отсвечивать ))

Все!! На этом наши мучения закончились! Дальше был автобус из Пном Пеня до границы с таем и маршрутка от границы до самого Ко Чанга.

Но я пока не обольщаюсь. Местная девочка сказала, что слышала про некоторые проблемы с животными в транспорте тут тоже. Это я смогу точно сказать после января, так как мы проездим по всему Тайланду с котом =)

И резюмирую. Если у вас бродячий образ жизни или вы знаете, что собираетесь много перемещаться — не заводите животное, по крайней мере в азии. Таких упертых как я немного, и большинство просто оставляют тех, кого приручили, а этого я не понимаю, это разрывает мне сердце! А если у вас уже есть животинка, не бросайте! Хоть и проблем много, но все-таки все решаемо, вы же не оставили бы своего ребенка несмотря ни что?